Как в Камбодже Кампонгпрах воевали

Перед Камбоджей читаю «Кхмеры» Миго. Продраться сквозь всех этих Каундинью Джаявармана и Руддравармана простому челябинскому пареньку непросто. Начинаю немного понимать почему там не прекращались войны и раздоры. Дело в том, что их географические названия у нормального человека вызывают только одно желание – не медля ни секунды завоевать эту местность. И переименовать ее.

При всем желании задача эта невыполнима.На войне ведь что важно? – Правильно – связь. Координация. А какая может быть координация если полководец не может выговорить название местности, которую ему предстоит завоевать. Представьте себе военачальник хочет захватить Баладитьяпура или скажем Кампонгпрах. С каждой попыткой выговорить название свирепость и решимость будут расти. И вообще три и более согласных букв подряд приведут в неистовство любого вояку. Но даже выговорив приказ “Всеми силами трахнуть Кампонгпрах!!!” дальше он пойдет по командной цепочке и будет прихотливо изменяться. И в результате такого “глухого телефона” войска вместо желанного Кампонгпраха захватят Вьеттхыонг в соседнем Вьетнаме. Не знаю как они там воевали. Ходили по-моему кругами как блондинка со сломанным навигатором.

Думаю, что и американцы в Камбодже и Вьетнаме опарафинились из-за топономики.

Ну и видимо национальный характер тоже сказывался. Там про одного из королей Кхмера пишут: «У меня есть желание,— сказал тогда король,— и мне бы очень хотелось, чтобы оно исполнилось». Министр был искрен­не предан королю и, зная, что тот любит быстро при­нимать решения, спросил у него: «Что это за желание, о король?» Тот сказал: «Я бы хотел, чтобы передо мной на блюде лежала голова Махараджи, короля Джаваги». С таким желаниями конечно царство мира не построишь. Там дальше еще всякие перепитии в результате которых Махараджа наоборот отрубает королю-мечтателю голову. А дальше поэтическое описание как он обмывает голову, бальзамирует ее и отсылает в красивой вазе сменщику короля Кхмера. Тогда фейсбука не было. Оппонента просто так не забанишь. Вот и бальзамировали кто во что горазд.

Традиции конечно тоже подсыпали карри в Ном бан чок. “В день, когда провозглашает­ся новый король, все его братья подвергаются уродую­щей их операции: одному отрубают палец, другому нос и т. д., затем их рассылают порознь в отдаленные ме­ста страны и никогда не призывают на службу.” Не понял только порознь рассылают палец и бывшего обладателя? Да и вообще какая уж там служба без носа.

Адреналина там хватало короче. И братом королю не желательно рождаться было.

У нас в маршруте стоит местечко Луангпрахбанг сижу – зубрю на всякий случай.